Кто дал имена семи музыкальным нотам и что значат они?

Все, даже не бравшие в руки виолончель или не садившиеся за пианино, знают о музыкальных нотах и как они называются. Но мало кто знает, как возникли их названия, кто их придумал (выдумал) и как они стали такими.

Всё началось в XI веке, ведь именно тогда на Апеннинах жил один монах, Гвидо Аретинский (он же Д’Ареццо). Мало что знают историки о месте его рождения, но свои ранние годы он провёл возле городка Феррара в Италии, в аббатстве Помпоза занимаясь музыкальной деятельностью и намереваясь сделать реформацию хора.

Это вызвало много неодобрения со стороны вышестоящих, ему стали завидовать братья, и монах вынужден был переехать в Ареццо, где его работе уже никто не препятствовал. Его заботила проблема заучивания разных мелодий, и он стремился найти способ решить её, чтобы песни запоминались сразу же. В итоге он нашёл гимн, который сочинил в VIII столетии историк и церковный писатель Павел Диакон. Текст обращается к Иоанну Крестителю с просьбой позволить преданным монахам поведать миру о его делах.

UT queant laxis

REsonare fibris

MIra gestorum

FAmuli tuorum

SOLve polluti

LAbii reatum

Sancte Ioannes

Так гимн выглядит и звучит на латыни. В строчках Д’Ареццо выделил по две первые буквы. Они-то и стали основой для современной нотной азбуки

Гораздо лучше с такой азбукой пошло обучение хоровых певчих, ведь раньше певчий заканчивал обучение за десять лет, а с такой реформой стало уходить только два года. Когда о плодах труда Гвидо стало известно в аббатстве, из которого его в своё время изгнали, аббат уговаривал того вернуться и каялся, но Д’Ареццо отказался.

Позже он был замечен Папой Римским и какое-то время обитал и действовал в Риме несколько лет. Это подняло авторитет Гвидо и помогло новой идее распространиться по всему христианскому миру. С тех пор в нотной азбуке произошли изменения, но именно ею мы пользуемся.

Первая нота известна нам как «do», хотя в исходной системе она звучала как «ut». Это изменение произошло на основании «открытия» Джованни Баттиста Дони, тоже итальянца, но уже теоретика музыки, спустя шесть веков. Он посчитал, что неудобно, когда первая нота оканчивается согласным звуком, и предложил поменять на «do», к тому же это наводит на ассоциации с Богом.

Теперь наименования нот таковы:

Do – Dominus – Всевышний;

Re – rerum – вещество, материя;

Mi – miraculum – чудо;

Fa – familias planetarium – семейство планет;

Sol – solis – Солнце;

La – lactea via – Млечный путь;

Si – siderae – звёзды.

Последняя нота, «si», отсутствовала в азбуке Д’Ареццо. Она вошла в список с подачи фламандца Хуберта Вальранта в XVI столетии как объединение первых букв от Sancte Ioannes, взятого из финальной строки первоначальной песни. В некоторых странах её называют непривычно для нас­ – «ти».

Итальянский монах подарил нам способ запоминания и прочтения нот. Когда он выступал, то загибал по пальцу руки, и хор брал ноту, соответствовавшую каждому из них.

Источник

Понравилось? Поделись с друзьями:
WordPress: 8.81MB | MySQL:70 | 0,401sec