Божий дар

Коля был не самым лучшим учеником в классе. Его невнимательность, граничащая с рассеянностью, не давала возможности сосредотачиваться на решении задач и примеров, он с трудом запоминал стихи и правила, и лишь одно давалось ему легко и с удивительной точностью – рисование.

 

— Ох, Петров, если ты даже и станешь художником, то в училище тебе всё равно нужно будет успевать по всем предметам. Как же ты нас подводишь! – сетовала классная руководительница Ирина Петровна.

Но больше она его не ругала, жалела, потому что Коля был приёмным ребёнком, раннее его детство прошло в доме малютки, и его приёмную мать Маргариту Ивановну многие уважали за доброе сердце и такой поступок.

Маргарита долго была одна. Она не блистала красотой и не обладала самоуверенностью, чтобы покорить мужчину, поэтому отчаялась выйти замуж и уже почти в тридцать лет усыновила Колю. Мальчик много болел, но Маргарита была медсестрой, и ухаживала за своим сыном с такой любовью и старанием, словно была его родной матерью.

Когда Коля пошёл в школу, первое время он отставал в учёбе, но Маргарита нанимала ему учителей, логопеда, делала массажи, чтобы не сутулился, и водила в кружки. Мальчик окреп, повеселел, хотя не умел дружить со сверстниками, был замкнутым в силу своей застенчивости.

Ребята в школе не обижали его, но и дружить с ним не все хотели. Уж очень он был робким. Но всё изменилось, когда в пятом классе в школу пришёл новый учитель рисования Павел Сергеевич.

Он сразу заметил способности Николая, и на уроках, когда все рисовали, учитель больше всех делал замечания Коле, стоял рядом с ним и, наконец, велел вызвать мать в школу.

Маргарита пришла к учителю, думая, что сын что-то делает не так, но услышала самые лестные отзывы о своём мальчике.

— Коля очень способный. Даже можно сказать, одарённый мальчик. Вам нужно обратить на это внимание… – сказал Павел Сергеевич, и тут же увидел слёзы в глазах матери.

— Что с вами, Маргарита Ивановна? – удивился он.

— Ничего, — вздохнула она, вытерев слёзы, — понимаете, вы первый, кто похвалил моего ребёнка… Это так приятно. А то ведь я думала, что он совершенно ни к чему не пригодным будет. Он же у меня из детского дома… Понимаете?

Она рассказала Павлу Сергеевичу историю мальчика, и они решили, что обязательно будут помогать ему в направлении рисования и живописи. Для этого они определили Колю к самому лучшему педагогу-художнику в городе при Доме культуры. Кроме того, сам Павел Сергеевич настоял на том, что он будет заниматься с Колей рисунком дополнительно. Деньги за занятия Павел категорически отказался брать.

Теперь для талантливого мальчика началась совсем новая жизнь. Учителя по всем предметам старались помочь ему, давали возможность исправить оценки, или дать чуть больше времени на написание контрольной работы.

Через полтора года Коля уже был признанным «художником» школы. Ему устроили даже первую небольшую выставку в актовом зале. И Маргарита Ивановна снова вытирала слёзы радости, а Павел Сергеевич стоял рядом и рассказывал у картин школьникам о правильности написания того или иного рисунка, о композиции, тенях, рефлексах и многом таком, что можно узнать и усвоить, только занимаясь в изостудии…

Ребята так и прозвали Колю художником. Их уже не удивляла рассеянность юного мастера, они понимали, что он другой, не такой как все и обязательно станет когда-нибудь профессионалом.

А Коле нравилось рисовать. На скучных для него уроках он украдкой рисовал на отдельном листочке, вложенном в тетрадь. Учителю было и невдомёк, что мальчик не записывает за ним упражнение или пример, а рисует…

Сидящая рядом с Колей Яна никогда не доносила на него, она наслаждалась тем, что могла видеть появление на белом листке невероятного сюжета или образа. Яна то и дело косила взгляд на новый набросок и затаив дыхание следила за каждым штрихом.

Это ей порой стоило троек по письменным работам или замечания учителя, но девочка не выдавала своего способного приятеля.

 

— Слушай, — попросила как-то Яна, — а можно и мне записаться в ваш кружок рисования? Если не смогу как ты, то хотя бы приблизительно… Уж очень здорово у тебя получается.

— Конечно, там всех принимают. Не важен даже результат. Сам процесс – удовольствие! – ободрил девочку Коля и улыбнулся, — если что – я тебе помогу.

Теперь они ходили рисовать вместе. Правда, сначала Яна была в младшей группе для начинающих, а через год её перевели в Колину группу. Однако и там он был особняком. Рисовал в стороне ото всех, сосредоточенно, быстро и точно. Однажды, когда Коля и Яна уже были в девятом классе, учитель кружка заболел. Тогда Коля проводил уроки в своей группе целую неделю, чтобы не срывать занятия. И все ребята чувствовали себя и самостоятельными, и не шумели, чтобы не подводить заболевшего преподавателя.

— Ну, Маргарита, таким сыном можно гордиться: он готовится поступать в художественное училище. У него богатая папка работ. Думаю, что всё будет хорошо, — сказал Павел Сергеевич матери Коли, с которой он поддерживал тёплые отношения.

— Вот когда поступит, тогда и буду гордится, помоги Бог… — улыбнулась Маргарита Ивановна, — это спасибо всей школе, всем-всем, кто заметил его талант и помогали как могли.

— Главное, что он любит это. И работает, как настоящий труженик. Это — залог успеха, — сказал Павел, — к тому же и Яночку вовлёк в это дело. Она оказалась неплохой ученицей, как ни странно. Словно передал он ей часть своих способностей. Именно он и помогал ей, был наставником на первых порах, да и сейчас тоже.

— Надо же, как дети помогают друг другу. Горят одним творчеством. Удивительно… — согласилась Маргарита.

Коля и Яна выдержали экзамены в училище успешно. Конечно, Николай помогал Яне во многих работах. И был счастлив, что они не расстанутся, а будут учиться и дальше вместе. Он так привык к ней за школьные годы, словно она была его родным человеком. И Яна восхищалась талантом юноши, и считала его чуть ли не гением.

— Коля, ты не представляешь, что ты для меня значишь. Первый мой учитель – это ты… Своими рисунками на уроках ты открыл мне целый мир, который можно создавать мановением руки… — восторженно говорила Яна.

Она любила его, а он её. Но никогда ребята не признавались друг другу традиционными фразами и словами. Для них это было ясным и понятным без слов, как дыхание…

Их творчество стало для них той соединительной нитью, которая связывала их уже навсегда.

Прошёл первый год студенческой жизни. Николай приехал домой на каникулы. Мать открыла дверь и бросилась ему на шею:
— Поздравляю с окончанием первого курса, ура! Как я рада, сынок!

Из-за её спины показался Павел Сергеевич. Коля с недоумением посмотрел на учителя.

— У нас в гостях Павел Сергеевич? Вы ждали меня оба? – спросил он.

— Коленька, мы должны тебе сказать… — начала мать.

— Лучше я, то есть должен сказать я, — Павел Сергеевич откашлялся и посмотрел на Колю серьёзно, — понимаешь, мы с твоей матерью не просто дружим. Мы с некоторого времени уже муж и жена. И расписались даже, вот только не решались беспокоить тебя. А вот сейчас я официально прошу у тебя её руки…

Коля округлил глаза, а потом улыбнулся.

— Да, конечно, я замечал и раньше, что вы дружите. Вроде нас с Янкой… Но, чтобы женились так поздно, хотя почему бы и нет? — парень замялся, а потом обнял мать.

— Ну, и не так уж и поздно. Мне сорок, а Павлу Сергеевичу – столько же… И к тому же, у нас скоро будет ребёнок. Твой брат, Коленька…

 

Только сейчас Коля заметил округлившийся животик мамы и покраснел.

— Ух, ничего себе. Семья растёт! О чём же ещё можно мечтать? – сказал он, — поздравляю…

Когда Коля и Яна закончили училище, они точно так же пришли к матери и объявили, что хотят пожениться. Родители Яны, и мать Коли, и школьные учителя не были удивлены.

— Я всегда знала, что так и будет, — сказала Маргарита Ивановна, — вы отличная пара, Яночка – твоё отражение в женском обличье. Как хорошо! Два таланта – и вместе!

Николай и Яна вернулись в областной город, там Николаю предложили работать преподавателем в училище, а Яна стала руководить детской художественной студией при районном клубе.

Маргарита очень гордилась своим сыном, она радовалась, что судьба дала ему такой шанс, таких людей, учителей, и Павел стал им близким, родным человеком, полюбившем и её, Риту, которая всю юность считала себя одинокой неудачницей и никому не нужной старой девой…

Елена Шаламонова

источник

Понравилось? Поделись с друзьями:
WordPress: 8.9MB | MySQL:68 | 0,343sec