– Привет, ну какие у нас новости, какие ветры дуют? – Тоня вышла из отпуска, и не сомневалась в наличии перемен. Текучка в их клининговой фирме явление перманентное и всесезонное. За три недели совершенно точно кто-то уволился или устроился.
– Добрые ветры дуют, – улыбнулась Ира с первого участка, – Вика ушла, замену пока ищут, вместо нее Петровна пашет.
– Аллилуйя! Спокойные смены уже начались?
– Да мы еще не поняли – ее всего неделю нет.
– Ясно, – кивнула Тоня. – В любом случае это хорошие новости.
– Да, все выдохнули. Сама знаешь, с Викой каждую смену что-то идет не так.
Тоня знала. Уборщицей по утрам она подрабатывает второй год, за это время сменилось несколько администраторов. Поначалу неприятности в смену Виктории списывали на ее неопытность – в любой сфере новичку дают время на обучение и адаптацию. А через полгода в сердцах ее подчиненных поселилась грусть-печаль.
Судите сами. Фирма обслуживает гипермаркет. Два администратора Ира и Вика (старшие уборщицы, так сказать), две смены по 12 человек. График работы – два через два. Ира работает – тишь да гладь, все стандартно, смена дружная, ну разве только иногда какие-то трудности с персоналом, или покупатели что-то разольют.
Виктория выходит – швабры ломаются, двери выбиваются, унитазы разбиваются, канализацию прорывает, заливает торговые павильоны, поломоечная машина перестает мыть, посетители забывают в ячейке для хранения что-нибудь липкое и вонючее, выливают в урну литр колы. И нет всем этим приключениям конца и края. Со временем добавилось обязательное: то две уборщицы заболеют, то одна проспит, то три в запой уйдут.
Не работа, короче, а вечное тушение пожара. Тоня, которая работает в утренние часы, к Вике на подмены попадала. И сразу заметила: в отличие от Иры, которая к работе своей относится с позитивом и к людям – с уважением, у Вики в голове и на языке – один негатив. Она все время жалуется и ждет проблем, любую мелкую неприятность раздувает до размера слона, начальства боится до колик в животе, все время ждет претензий.
Вот прямо как Татьяна Мужицкая недавно написала про людей, которые живут словно у них в руках «ж@пный компас» (поищите текст в соцсетях – не пожалеете):
… есть у них внутренняя такая стрелочка, которая все время поворачивается в сторону… какой-то ж@пы. И ладно бы только стрелочка. За стрелкой человек разворачивается всем своим вниманием. И получается, что в любой момент времени он или находится в ж@пе, или выбирается из ж@пы, или только что преодолел очередную ж@пу, но уже озирается в поисках новой ж@пы, чтобы от нее защищаться.
Понимаете? Человек все время фокусируется на проблемах – и они к нему прилетают. Кто-то скажет – ерунда, но, думаю, каждый встречал таких людей и таких руководителей, вокруг которых всегда пожар. И куда бы они ни пришли, там тут же загорается.
Скажу честно, считала, что в такой простой работе как уборка помещений сложно создать какие-то трудности своим состоянием. Все что надо – исправная техника, ответственный персонал и контроль. А вот и нет. Тут тоже важно настроение и отношение. Есть разница – мыть ненавистные полы и мыть, чтобы было чисто.
Тоня, моя соседка, убедилась на собственном опыте: уволилась Вика, все работает, ничего не течет, посетители не ломают сантехнику, люди выдохнули, почти никто не прогуливает работу. Магия, не иначе. Или не магия?
Спросила другую знакомую – из коммерческой сферы.
Та сразу согласилась с тем, что наше состояние влияет на окружающий мир и рассказала историю с другим ракурсом:
– Есть у нас постоянные клиенты, всегда платили, как швейцарские часы. Как-то набрали товара на крупную сумму. Бухгалтер новый давай паниковать: «Это так много, они не заплатят!». Директор ей: «Всегда платили. До тебя заказывали намного больше, десять лет с ними работаем. Все нормально, не пыли». Она: «Ааа, нас хотят обмануть. Пишите им, звоните».
Доняла директора, он поддался, позвонил, поинтересовался, когда ждать оплату последнего заказа. Клиенты удивились и заплатили раньше. Ну и дальше как платили, так и платят. Зато коллега, которая истерила на ровном месте, рассказывает всем как она отстояла платежи и как никто, кроме нее, не бьется за деньги компании.
– А директор что?
– Он у нас человек адекватный, быстро нашел способ от нее избавиться. Собрал потом коллектив и объяснил, что благодаря Вере Павловне мы увидели воочию: можно спокойно что-то получать, а можно биться в истерике и получать все то же самое на нервах. Следующую стадию знаете? Если продолжать в том же духе, очень скоро вы всегда будете на нервах и все ваши страхи начнут исполняться.
Прав директор, как считаете?
Или смеетесь над всеми этими «что излучаете, то и получаете», «все уже хорошо», «улыбайся, и тогда жизнь улыбнется тебе»?