Вот этого вообще нельзя делать. Совсем. И именно родная школа, обитель беззаботного детства, учит нас делать то, что делать категорически нельзя.
В школе нас учат сравнивать.
У Маши почерк красивый, не то, что у тебя. У Лены всего одна ошибка, не то, что у Кати. Маша, посмотри, на Петю! Ваня, бери пример с Лёшеньки! Ах, вот бы вы все вели себя, как Женечка…
Этот поток сознания льётся в беззащитные детские уши с первого по последний класс.
Сравнивать детей — мало того, что метод стыдный, показывающий непрофессионализм — он ещё и не рабочий.
Ни один Ваня в мире не захочет брать пример с Лёшеньки. Взять пример с гипотетического Лёшеньки — значит, признать того лучше себя. Ни один ребёнок в мире этого не сделает — если у него всё в порядке с самооценкой.
Наш Ваня может сделать всё, что угодно: обозлиться, возненавидеть Лёшеньку и сравнивающего педагога, действительно вообразить, что он хуже. Чего угодно можно добиться таким способом. Но только не желаемого.
Первое, чему меня когда-то учили в педагогическом — не сравнивать детей. Наверное, нормальные, привыкшие сравнивать учителя учились в каком-то другом мире…
А что потом? А потом мы вырастаем. И несём этот способ взаимодействия с миром, как знамя. Антон зарабатывает больше, чем я. А у Ирки ноги длиннее… Как тут не упиваться собственной никчёмностью?!
Хотя сравнительный анализ — штука хорошая, на самом деле. Если не путать его с оценочными суждениями. Помните, как нас учили проводить сравнительный анализ произведений Пушкина?
Не для того, понятно, чтобы сказать: здесь написано лучше, а здесь — хуже… Нет, здесь поэт говорит про утро, а здесь — про вечер. Здесь весело, а здесь грустно. Но нигде нет «хорошо» и «плохо», заметьте.
Но всё, что выходит за рамки Пушкина, обычно подвергается критике и безбожному сравниванию. Маша пишет лучше Кати. У Васи рисунок лучше Мишиного.
Да разные они все, разные. Что тут можно сравнивать?
Мораль? Мораль.
Сравнивать можно только себя с собой, да и то не всегда.
Про Пушкина — скажу отдельно. Вы только представьте, вот поэт сидит и думает: а напишу я вот так, пусть детки анализируют!
Что там ещё принято спрашивать? Что хотел сказать автор? О чём думал автор, когда писал эти строки?
Автор хотел закрыть долги и новый сюртук, отстаньте от автора…