Химия и жизнь

Ольга Петровна пришла к нам в девятом классе. Высокая, стройная как девочка, со смешными не по возрасту кудряшками и в невероятных каких-то нарядах. Предмет свой она обожала. А мы – ненавидели.

Тут надо уточнить.

Первые два года химию нам преподавала другая учительница – Раиса Васильевна. Строгая, внимательная к каждому ученику, за 45 минут урока она непостижимым образом помещала крепкие знания по химии даже в гуманитарные головы.

 

Сама я, как вы понимаете, как раз из них, из лириков. И до сих пор помню, что выходила с урока с полным пониманием темы, легко и непринужденно щелкала задачки и вообще впервые в жизни искренне любила предмет из списка точных наук. Это касалось не только меня – с химией проблем в нашем классе не было ни у кого.

Кроме того, когда наш многострадальный 7 «А» отдали ей под классное руководство, она приложила массу усилий для сплочения коллектива. С ней мы ходили на экскурсии, проводили дискотеки и творческие вечера, ездили в Пушкинские горы с ночлегом в палатках, и еще в незабываемое зимнее путешествие по железной дороге «Калининград – Псков – Новгород» – несколько дней зимой жили в поезде!

Словом, мы Раису Васильевну любили и уважали, а родители благодарили небеса и школьную администрацию. Потому что не всем везет встретить учительницу, о которой можно сказать «педагог от Бога». Уже позже мы узнали, что она была каким-то признанным методистом с авторским методом и имела какие-то серьезные регалии республиканского значения.

А потом Раисе Васильевне предложили должность завуча, еще какую-то нагрузку… Она сократила себе учебные часы и отказалась от классного руководства. Наш класс в очередной раз осиротел – никто нас почему-то долго не выдерживал.

… В классные нам вернули географичку, а вот химию пришла преподавать молодая задорная Ольга Петровна. Она работала в школе уже лет десять, но выглядела сильно моложе своих лет. Настолько, что в первый же день с последней парты кто-то поинтересовался:

– А что вы делаете сегодня вечером?

Она как-то отшутилась и погрузилась в мир растворов, молекул и многоэтажных формул: начиналась органическая химия. Невооруженным взглядом было видно, как сильно она увлечена предметом. Увы – нас она увлечь не могла.

 

После Раисы Васильевны, которая вела урок структурно, говорила медленно и очень много при этом успевала – проверить домашку, объяснить новую тему и закрепить ее решением задачки, да еще пройтись по материалу в конце урока, Ольга Петровна напоминала нам радио.

Она говорила много, быстро, эмоционально, и в обратной связи совершенно не нуждалась. Поняли ее или нет – неважно, учительница всецело была занята собой и химией. Через месяц примерно мы дружно химию разлюбили. Учить ее самостоятельно желания не было, да и органика намного сложнее неорганики, поэтому каждый спасался как мог. Банальное списывание, рефераты, лабораторные, самостоятельные…

Мы с подружкой, школьные активистки, вечно выбирали для репетиций и «законных пропусков» именно уроки химии. Многие прогуливали без причин. Так что в среду, когда химия стояла последним уроком, за партами, бывало, «кое-где торчали головы».

Ольга Петровна первые месяцы пыталась наладить контакт, а потом разозлилась и объявила нам войну: успеваемость поползла вниз. Заработать отметку «хорошо» стало почти невозможно. За прогулы она сразу ставила «два» в журнал и требовала потом отрабатывать это письменными работами. В классе было несколько человек, которых тянули на медаль и, когда они стали получать двойки и тройки, на химичку стали жаловаться родители. Мол, знаний – ноль, а требования к ученикам предъявляются заоблачные.

На уроки к Ольге Петровне стали приходить другие преподаватели: убедиться в ее квалификации, так сказать. Нам провели проверку знаний. Контрольную проверяла Раиса Васильевна. Уж не знаю, что именно повлияло – возмущение родителей или полное отсутствие знаний у вчера еще успешного класса – только новую химичку от нас освободили. А нам вернули любимую Раису Васильевну. Благодаря ей у нас два человека стали химиками-технологами, а трое поступили в медицинский.

Но если говорить о главном школьном уроке, то мне лично его преподнесла именно Ольга Петровна.

 

Первый год она – это видели все – прямо горела своей химией. Но, как известно, любить и знать предмет не равно уметь ему обучать. Постоянные конфликты с учениками и их родителями, проверки и недоверие со стороны коллег, вечное напряжение… Все это было написано у нее на лице.

Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что она уволилась и летом поступила в колледж легкой промышленности на закройщика. Встречая ее на остановке (колледж был через дорогу от школы), мы снова видели счастливую Ольгу Петровну.

Позже наша химичка открыла фирму по пошиву одежды с каким-то авторским методом покраски тканей, в том числе льняных.

«А что так можно было?» – спрашивали мы себя.

Сегодня это очень модный вопрос. И ответ известен: можно все!

Спасибо Ольге Петровне: я знала этот ответ в 1989-м. Каждый раз, когда передо мной вставала необходимость что-то менять, я вспоминала химичку и делала шаг вперед. Никогда не поздно бросить нелюбимую работу, пойти переучиться и заняться тем, что нравится.

Можно все!

источник

Понравилось? Поделись с друзьями:
WordPress: 8.85MB | MySQL:68 | 0,967sec