Наша школа

Серёга переехал на новую квартиру в небольшую двухэтажку рядом со школой. Выходя во двор погулять, он сразу заметил, что среди многочисленной ребятни лидирует одна девочка. Её звали Тамарой. Правда, все дети её называли Томой, а бабушки, сидевшие на лавочке у подъезда, звали ласково Томочкой.

— Это наша командирша всего двора. И малышей хороводит, и даже те, кто постарше, её слушаются. Вот характер! – говорили старушки Серёже, любуясь на Тому, которая уже строила детей на новую эстафету: кто первый обежит вокруг дома. Тома наготовила призов: небольшие рисунки-открытки для победителей и букеты из одуванчиков, собранные самими же участниками.

 

Серёжка издали смотрел на игры детей, а потом и сам невольно оказался в центре событий. Один малыш споткнулся и поранил коленку. Игра была остановлена, и Серёга вместе с Томой отнесли на руках малыша к колонке, где водой промыли его ссадину, а потом Тома приложила к ней лист подорожника и привязала своей лентой.

— Так, ничего. До свадьбы заживёт! – успокоила мальчишку Тома, и улыбаясь Серёже, спросила:

— Будешь с нами в школу играть? Сейчас надо переходить на спокойную игру, пока все не покалечились.

Серёжка послушно кивнул, и ребята уселись на длинную лавочку под сиренью в центре двора. Тома начала вызывать «к доске» малышей читать стихи. Она щедро хвалила всех за выразительное чтение, а когда наступила очередь Серёжки, он смутился и ушёл, сказав, что сейчас лето, и он хочет отдыхать от школы.

Игра была закончена. Тома догнала его в коридоре:
— Ты что, обиделся? Так сказал бы, что потом ответишь. Я же не ставлю двоек. Принципиально. Как наша Нина Павловна. Это моя учительница. А ты в какой класс пойдёшь?
Оказывается, Серёжка перевёлся в ту саму школу и класс, где училась в четвёртом и Тома.

Они подружились. Тома так любила детей, что однажды, когда родителей не было дома, а дети во дворе заскучали, она открыла своё окно на первом этаже, и умудрилась поставить небольшой телевизор на подоконник, развернув его экраном во двор. Показывали мультфильмы, и дети, усевшись на траву и на скамейку, чувствовали себя будто в кинотеатре.

Конечно, за эту выходку Томке дома попало.

— Как это ещё ты не уронила телевизор во двор? – ругалась мать, — и не надорвалась? Со своими играми ты зашла далеко. Телевизор не игрушка. Он дорого стоит, больше не надо так делать…

Но Тома не успокаивалась. Серёжка плохо учился в школе. И стеснялся, что, когда они пойдут первого сентября в класс, Тома увидит его плохую успеваемость. Однако девочка не спрашивала его об учёбе, и каждый день они играли во дворе вместе, до упаду, до синяков на коленках, пока матери не звали их домой.

— Вот прирождённый руководитель, — восхищались соседки, — все дети у неё заняты. Словно работает массовиком-затейником. Даже песни поют, и танцуют. Томочка, а кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

— Учительницей, как наша Нина Павловна! – сразу же отвечала Тома. Она поворачивалась к Серёжке и спрашивала:
— А ты?
— Не знаю пока. Может, водителем, как батька? – отвечал мальчик и удивлялся: ведь его ещё никто об этом не спрашивал.

— Да ты что? – искренне поражалась Тома, — в школах учителей не хватает, а он – водителем.

— Да ты ещё не знаешь, как я учусь. Не очень, в общем, — отвечал Серёжка.

— Так это можно нагнать. Мы же пока только в четвёртом. И я могу помочь, — серьёзно отвечала Тома, — у тебя по какому слабо?

— Да ну тебя… Почти по всем, кроме физкультуры и труда… И ещё по пению пятёрка, — Серёга отворачивался от досады.

— В нашей школе ты станешь отличником. У нас знаешь, какие хорошие учителя! И классы большие и светлые, и много цветов и всяких пособий… — Тома могла часами говорить о школе.

Однажды во время пряток, она полезла на крышу небольшого сарая, чтобы там залечь и остаться не замеченной, но неосторожно свалилась оттуда прямо на поленницу дров, повредив ногу.

Серёжка тащил её на себе домой. Вызвали скорую помощь, а позже выяснилось, что у Томки перелом ноги.

Все дети во дворе приуныли. Игры не шли, как раньше, дети затевали то одно, то другое, но быстро все занятия сходили на нет. Не игралось без Томы. В конце концов, ребята садились на скамейке под окнами Тамары и смотрели, когда она выглянет во двор.

А Тома стеснялась выходить во двор с костылями. Серёжа постучал к ней в дверь:
— Слушай, мать. Выходи. А то без тебя всем скучно. Ты передвигаться-то можешь?

— Вот костыли, но стыдно. Как инвалидка. Не выйду, — буркнула девочка, указывая на стоящие у двери детские костылики.

 

— А ну, дай-ка посмотреть. Никогда не приходилось… — Серёжка взял костыли и прошёлся по коридору, — ого, как интересно, я бы на них с удовольствием ходил, если бы ногу сломал. А ты чего? Это же удобно как! Раз-два, раз-два!
Он стал ходить по лестничной площадке туда-сюда, где уже столпились почти все ребята. Сергей ходил мимо них на костылях, поджав одну ногу, словно она была неходячая.

Дети наперебой стали просить Серёжку дать им попробовать походить с костылями. Но Сергей строго сказал:
— Ишь, какие! Всем подавай чужие костыли! Свои надо иметь на всякий случай. А то глядишь, и сломаете чужую вещь, а они небось дорогие. К тому же не игрушка!

Но дети окружили мальчика и просили ещё настойчивее.

— Так, — не выдержала Тома. Она, прыгая на одной ноге, выскочила в коридор и заперла за собой дверь, — идём на улицу, а то подняли тут шум, соседи заругаются. Будем учиться ходить на костылях все по очереди. На всякий случай надо научиться. Мало ли, всё в жизни пригодится…

Она взяла у Сергея костыли и ловко опираясь на них, вышла со своими друзьями на улицу.

Там, расположившись на скамейке, она командовала кто за кем будет тренироваться. Дети выстроились в шеренгу, а Сергей словно главный тренер, следил за порядком и учил, как правильно делать хват и переставлять ноги.

Дети были в восторге. После продолжительной тренировки начались старты. Малыши были поделены на две команды, каждой команде выдавался один костыль и дети должны были при помощи одного костыля доходить до угла дома и обратно, передавая костыль следующему товарищу из своей команды.

На шум и свист детей соседи начали выглядывать из окон, многие хохотали, другие поддерживали криками своих детей, а Тома, подводила в конце игры итоги и делала замечания нарушителям. Необходимо было хромать, раз ты на костыле, а не бежать с ним в обнимку.

Об игрищах с костылями стало известно родителям девочки, и Томе запретили выносить костыли во двор, а использовать их дома по прямому назначению. Но Серёжка, чтобы не лишать подругу прогулки, теперь выносил наказанную Тому на своих плечах на улицу, усаживал на лавочку, и девочка снова придумывала «сидячие игры» или руководила шумными соревнованиями.

Как и обещала Тома, в школе Сергею понравилось. Всё рассказанное и обещанное соседкой оказалось правдой. Серёжка стал сидеть с Тамарой за одной партой, подтянулся в учёбе, и стал уверенным и улыбчивым парнем.

Об их дружбе говорили все, многие завидовали, и ни у кого не было сомнения, что Тома и Сергей всегда будут вместе.

Прошли годы. Тамара Алексеевна стала учительницей начальных классов в родной школе. А Серёжка так и не стал отличником, по математике и физике всё равно были тройки, но вслед за любимой женой, которую он так и называл всегда Томой, он стал преподавать физкультуру.

Супруги не могли быть долго друг без друга. Они часто встречались на большой перемене, спрашивая друг друга:
— Ну, как сегодня настроение у ребят? Отличное? Вот и хорошо! Это же наша школа!

Елена Шаламонова

источник

Понравилось? Поделись с друзьями:
WordPress: 9.03MB | MySQL:68 | 0,774sec