Захожу в большую образовательную школу. Сразу за дверью – вахтёр — женщина.
Здравствуйте-здравствуйте.
Я её не знаю лично, но пока переобуваюсь успеваю поговорить о каких-то мелочах.
– Вам тут не дует?
– Ох, дует, видите – куртка на плече…, – ну и ещё о чём-то.
Просто так. Потому что сижу напротив, потому что вижу, что поговорить она не против.
В школу один за другим заходят школьники. Молча или болтая друг с другом переобуваются. «Здрасьте» слышно редко. Разве что в адрес встречающего учителя.
Я наблюдаю, нахожусь недалеко. Вахтёр для детей то же, что и стена … они её не замечают. Просто проходят мимо, просто разговаривают друг с другом, громко кричат повернувшись к ней спиной, опираясь на её стол при необходимости.
Как-то услышала жалобу я одной знакомой – вахтёра: девочка на её рабочий стол положила чешки в прозрачном пакете. Прямо на журналы, которые по обязанности заполняет вахтёр, прямо перед её носом. А на замечание и просьбу убрать ответила грубо:
– Сейчас …
Сначала неспеша переоделась, и потом только, с претензией во взгляде, забрала.
Тогда я посоветовала, что надо было просто швырнуть их на пол. Но вахтёр, по интеллигентности своей и воспитанности, так не поступила, просто сглотнула неприятность.
Наверное, я злая, но честно, я б швырнула точно … Чтоб неповадно было. Однажды увидела такой пакетик на своём столе, на музыкальном центре – летели далеко. Зато больше никто не клал.
И вот стою в школьном коридоре и наблюдаю.
Из кабинета выходит уборщица, ставит перед собой ведро.
– Ой, – чуть не запинается за него девочка, неловко перескакивает, задев сотрудницу.
Потому что только что кто-то из одноклассниц в шутку её пытался шлёпнуть, а она ускользала и чуть не налетела на ведро и женщину. Уборщица напряглась было, но обошлось.
– Ты что, Дуня! Из-за я тебя чуть в ведро с грязнющей водой не наступила, – кричит девочка однокласснице.
И ни слова – уборщице. Мол, извините, я виновата, я нечаянно.
Кто такая уборщица? Кто такая вахтёр? Да никто. Это они, наши дети, будут успешными и перспективными, это им внушили, что у них есть права, а низшее звено сотрудников школы – их обслуга. И учителя-то уже обслуга, а уж …
И вспоминаю я нашу Татьяну Петровну – уборщицу в школе начальной. В имени отчестве уже уверена не очень, но помню её хорошо.
Ох, как мы её боялись! Потому что по сырому нельзя, потому что мусорить будешь – мыть тебе весь коридор. Потому что – кто поможет, когда класс убираешь – Татьяна Петровна. У неё порошочек волшебный есть: если даст – все парты за пять минут чистые. А ещё она и пожалеть может: приобнять – когда двойку схватил, защитить – когда обижают. А учителя как к ней относились, а родители! Всегда с уважением, постоят, поговорят…
Слышала я рассказ женщины, работающей в школе временно, она подменяла кого-то в столовой. Во время урока она шла по коридору и сделала замечание громко разговаривающей по телефону ученице второго класса. Мол, «а почему ты так громко, почему не на уроке?» Что потом началось!
– Вы кто вообще такая, чтобы делать замечания моей дочери, – кричала мама девочки на следующий день – пришла с разборками.
И действительно, какое она имела право делать замечание ребенку! Она же – «никто». И девочка это усвоила твёрдо.
Вот только моя знакомая больше с этой девочкой не столкнётся, а маме с ней жить всю жизнь.
Говоря о толерантности с детьми, мы ищем примеры где-то вне, а не лучше ли оглянуться и найти их рядом.
Поговорите с детьми об этом.
Или вы и правда думаете, что ваш ребёнок выше «какой-то там обслуги»?
В любом уставе школы прописаны правила поведения детей, и уважительное отношение к обслуживающему персоналу и его труду — одно из них.
Но я, вообще-то, сейчас не о прописных правилах, как вы поняли, а о том, кто вырастет из наших детей …
Решать родителям. И почувствовать результаты – тоже им.