Мама Миши абсолютно спокойна.
Миша – сын моей давней приятельницы. Он нормальный парень. Приводов в милицию не имеет, занимается музыкой, любит фильмы Тарковского, матери не грубит, держит вилку в левой руке, а нож – в правой и отличает Кафку от кафеля. Порой почти на равных беседует с матерью-психоаналитиком.
В прошлом году Мишу не допустили до ОГЭ, поставив ему «2» по алгебре и геометрии. Не буду сейчас пытаться понять, почему и кто виноват. Мама, которая не контролировала, или школа, которая в соответствии с Законом об образовании «несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за качество образования своих выпускников». Сейчас совсем о другом.
Все лето Миша вздрагивал от слов «математика» и «школа». В сентябре прошлого года мама Миши пришла в школу и написала заявление о переводе сына на семейную форму обучения. Миша нашел в интернете курсы и весь год учил… нет, не математику. Японский язык. И неплохо продвинулся в этой области.
В мае маме позвонили из школы и пригласили Мишу на тестирование, а потом – на ОГЭ. Мама сказала, что ОГЭ Миша сдавать не будет. Они с Мишей решили, что и Бог с ним, с ОГЭ, японский язык интереснее и принесет Мише больше пользы. Второй месяц школа не знает, что с этим делать, и классный руководитель каждый день звонит маме. Мама каждый день спокойно просит оставить их в покое. Зато Миша теперь точно знает, что ему надо делать, и делает это с радостью, не вздрагивая.
Мама Миши абсолютно спокойна. «Захочет закончить школу и сдать этот несчастный ОГЭ – пойдет в вечернюю школу, отучится и сдаст. Не закончит – не надо, с языком не пропадет. И без языка не пропадет. Можно получить права и работать водителем. Можно петь в ресторане. Можно работать на стройке. Можно научиться ставить пластиковые окна. Можно (простите меня, люди добрые, если что не то скажу!), в конце концов, купить аттестат, если уж припечет. Главное, он перестал моргать от тика и начал спать по ночам».
Я ни в коем случае не хочу никого убедить в том, что не надо заканчивать школу и получать аттестат.
Я о том, что, как пелось в советской песне, «все пути для нас открыты, все дороги нам видны». Аттестат и стобалльные ЕГЭ – только один и далеко не единственный путь.
А Маше сказали, что она ни на что не способна.
На днях пришли результаты ЕГЭ по литературе. Девочка Маша получила 60 баллов. Маша хорошо знает литературу, я это ответственно заявляю. Даже в бреду Маша не могла написать, что «Вишневый сад» – это рассказ. Но написала. Маша собирается стать журналистом. Точнее, собиралась. Потому что за прошедшие после получения результатов экзамена 2 дня Маша услышала от родителей, что все пропало, что она ни на что не способна, что 3 года занятий в мастерской журналистики – псу под хвост, что дорога у нее теперь одна – улицы подметать (ну естественно!). И ничего, что результатов по русскому еще нет («понятно, что и там ждать нечего») и что при поступлении на журфак огромное значение имеет творческий конкурс. То есть даже в этом году еще ничего не кончилось!
Я навскидку могу назвать десяток вариантов для Маши. Она может пойти работать и на следующий год повторить попытку. И в этом случае вполне возможно, что решение стать журналистом поменяется на другое. Она может учиться заочно. Она может стать замечательным фотографом, она уже замечательный фотограф, потому что умеет видеть и замечать. Она может закончить сценарные курсы и писать чудесные сценарии, потому что писать она умеет. Она может выйти замуж, родить от любимого мужа шестерых детей и стать лучшей мамой на свете. Она может выучить по интернету японский язык, в конце концов.
Она много что сможет. Если самые близкие люди сейчас ее поддержат. Один из комментариев на эту тему в соцсети привожу полностью: «Берегите детей! Все эти шкалы, странные экзамены – большое испытание, не только для детской устойчивости и умения соответствовать формальным правилам, но испытание прочности наших отношений.
Если не можете поддержать в неудаче, не распинайте, не накручивайте себя, не выплескивайте свои не оправдавшиеся ожидания на ребенка. Даже если он выглядит не сильно расстроенным.
Вы не знаете, что в душе у человека. Что там хрустит и ломается под вашими отчаянными попытками ему что-то донести, призвать, отчитать. Жизнь длинная, а сломать отношения и уверенность в себе можно быстро».
А на ЕГЭ жизнь не заканчивается!
Я очень хочу достучаться до родителей выпускников – нынешних и будущих. Я очень хочу, чтобы они поняли одну банальнейшую вещь: на ЕГЭ жизнь не заканчивается! Она вообще в 18 лет только начинается, да и то не у всех!
И последнее. Уважаемые мамы и папы детей, которые сдали экзамены не так, как вам хотелось бы!
Знайте: все синие киты мира курят в сторонке на фоне ваших причитаний на эту тему (особенно с приставкой «А я говорила!»).
Мы договорились с Машей, что в случае неудачи при поступлении я возьму ее на работу к себе в мастерскую журналистики.
P.S. Самым удачным в своей жизни я считаю лето 1980 года, когда я не прошла по конкурсу в институт. В медицинский, на факультет биохимии.
Марина Солотова